Балет "КАРМЕН" (Арт-Центр Сен-Мишель) Балет в 2-х действиях на музыку Жоржа Бизе Хореография и либретто Михаила Венщикова Балет «Кармен» – спектакль Санкт-Петербургской компании «Арт-Центр «Сен-Мишель», хорошо известной зрителю в Европе, Японии, странах Южной Америки. Премьерные показы балета состоялись в ноябре 2019 года в Брюсселе, на сцене Королевского Центра искусств BOZAR. Позднее, в феврале 2020 года, со спектаклем познакомилась публика Мюнхенской филармонии GASTEIG. Яркая оригинальная хореография делает спектакль непохожим ни на одну из ранее известных постановок знаменитого сюжета. Выразительные ансамблевые сцены эффектно сочетаются с драматически наполненными танцами главных персонажей. Особого внимания заслуживает сценическое оформление балета, в котором художникам удалось передать ускользающую атмосферу старой Испании, используя возможности анимированной проекции. Хореограф-постановщик: Михаил Венщиков Музыкальный консультант: Валентин Богданов Художественная концепция оформления: нар. художник России Вячеслав Окунев Художник-постановщик: Татьяна Королёва Художник-видеографик: Виктория Злотникова Ассистенты хореографа: Евгения Костылева, Елена Панкова, Виталий Видинеев, Йохан Госсанс, Ольга Порывко Технический директор: Максим Маринин Технолог костюмов: Евгения Ермоленкова Грим: Анна Розадорская, Анна Чекмарёва История Кармен – почти идеальный повод заглянуть внутрь себя. Любовный треугольник, в который выстраиваются образы офицера Хозе, Тореадора и Кармен, не подразумевает деления на правых и виноватых. У каждого героя здесь своя правда и свой непрописанный сценарий того, как нужно жить, любить и умирать. С самого начала работы над спектаклем форма одноактного балета-фрески показалась мне недостаточной для раскрытия образов главных персонажей. Более всего мне хотелось избежать тех штампов, что утвердились за без малого двести лет в их трактовке на оперной и балетной сцене. Так, в Хозе я ставил своей целью показать не гордого ревнивца, но сомневающегося человека, который разрывается между любовью и долгом. Тореадор, чей образ холодного красавца стал эталонным, в нашем балете стремится вырваться за отведенные ему границы маскулинной инфернальности. В своём извечном сопернике, быке, он видит друга и брата, который один знает цену всех его побед и поражений. Наконец, в прочтении образа Кармен наиболее важным для меня является её фатальный страх одиночества, от которого не спасают ни вера, ни красота. Другой причиной, согласно которой наш балет обрёл формы двухактной постановки, стала гениальная музыка Жоржа Бизе. Не только всем известная опера, но также редко исполняемые произведения композитора, сложились в сложную палитру образов, посылов и смыслов, хореографическое воплощение которых стало для меня равно увлекательной и ответственной задачей. Арт-Центр «Сен-Мишель» развивает славные традиции русского классического балета, демонстрируя его лучшие образцы в Европе, Японии, Латинской Америке. Опираясь на опыт «Русских сезонов» Сергея Дягилева, компания не ограничивает себя работой со сложившимися брендами в сфере исполнительского и хореографического искусства, но открыта к эксперименту и поиску новых форм. Обращение к старинной хореографии, постановка концертных программ, создание новых полноформатных спектаклей – результат работы талантливой команды единомышленников. На сегодняшний день с нами сотрудничают специалисты, обладающие колоссальным опытом в сфере хореографии, музыки, театрально-оформительского искусства. Спектакль проходит под фонограмму. Продолжительность спектакля 1 час 30 минут Спектакль идет с одним антрактом.
Действие I
Картина 1 Утро. На табачной фабрике начинается работа. Женщины скручивают сигары, возмущаясь тягостным однообразием их жизни. С опозданием, после всех, появляется Кармен. Она не спешит приступить к делу, голос её протеста против ежедневной рутины звучит громче остальных. Для охраны фабрики прибывает караульный отряд. Знаки внимания, которые женщины оказывают солдатам, вызывают в Кармен ревность. Начинается драка. Молодой офицер Хозе приказывает солдатам вмешаться и арестовать зачинщицу. Но чары Кармен не дают его плану осуществиться. Вскоре он сам оказывается в их плену. Воспользовавшись удобным моментом, Кармен исчезает. Картина 2 Сиеста. Опустевшая площадь перед фабрикой. Хозе пытается осмыслить произошедшее. Чувства, которые всколыхнула в его сердце Кармен, новые для него. Даже воспоминания об оставленных им матери и невесте не могут затмить образ гордой цыганки. Неожиданно Кармен, которая втайне наблюдала за офицером, нарушает тягостный ход его размышлений. Забавляясь, она осыпает Хозе упрёками за проявленную грубость. Но за маской холодного флирта начинает просыпаться ответное чувство. Фанфары, возвещающие появление солдат, заставляют влюблённых скрыться. Картина 3 Тёмная комната с закрытыми ставнями. Тореадор готовится к предстоящей корриде. Мысли о смерти и необходимости убивать снова не дают ему покоя. В образе вечного соперника — быка — он видит своего собрата по несчастью. Картина 4 Спускаются сумерки. Кармен уводит Хозе из города. Став дезертиром, он тяжело переживает разрыв с привычным для него миром. Но чувство к Кармен, которое проснулось в его сердце, заставляет забыть обо всех тревогах. Внезапное появление цыган резко меняет настроение вечера. Полученное от них предсказание приводит беглецов в смятение. Действие II Картина 5 На площади в Севилье народ обсуждает новость о побеге Хозе. Никто не верит в то, что Кармен сохранит ему верность. Говорят, что его главный соперник в борьбе за сердце цыганки знаменитый тореадор — Эскамильо. Картина 6 По горным тропам контрабандисты держат свой исполненный опасностей путь. Азарт и жажда наживы заставляют их дерзко смотреть в глаза смерти. На привале к ним присоединяются Кармен и Хозе. Разбойничьи нравы вызывают отвращение беглого офицера. Но Кармен непреклонна. Чтобы сохранить её любовь, он должен стать одним из них. Не в силах противостоять страсти, он соглашается. Картина 7 В городе готовятся к началу корриды. Ликующие толпы приветствует марш тореадоров. Под стенами арены Кармен встречает Эскамильо. Гордый образ тореадора заставляет её забыть о данных ранее обещаниях. Не страшась быть узнанным, Хозе находит свою возлюбленную в объятиях другого. В ярости он хочет отомстить удачливому сопернику. Но вопреки его воле карающая длань судьбы выбирает своей жертвой Кармен. Картина 8 Хозе оплакивает бездыханное тело Кармен. В своих мыслях он возвращается к несбывшимся мечтам и надеждам. От автора: История Кармен — почти идеальный повод заглянуть внутрь себя, признать, как мало свойственна нашей природе ответственность в отношении чувств других людей. Классический треугольник, в который выстраиваются образы офицера Хозе, тореадора и Кармен, не подразумевает деление на правых и виноватых. У каждого героя здесь своя правда и свой непрописанный сценарий того, как нужно жить, любить и умирать. Оказавшись во власти безжалостного рока, они притягивают и отталкивают друг друга, истово стремятся к идиллической гармонии, чтобы затем разрушить свою и чужие судьбы. В нашем спектакле мне хотелось избежать тех штампов, что устоялись в музыкальном театре в трактовке характеров главных персонажей, показать их глубже и объёмнее. В этой связи форма одноактного балета-фрески, предложенная для «Кармен» выдающимися хореографами XX века Роланом Пети и Альберто Алонсо, показалась мне недостаточно полной для решения этой задачи. В партитуру балета мы включили не только музыку из одноимённой оперы, но также фрагменты инструментальных произведений Бизе, таких как симфонический цикл «Арлезианка», увертюра «Отчизна» (Op. 19 Patrie), и целого ряда других. Михаил Венщиков
План зала Эрмитажного театра с нумерацией мест
Отзывов нет